В Алтайском крае обсудили перспективы развития дополнительного образования. Данному вопросу была посвящена научно-практическая конференция «Новое качество дополнительного образования детей в современных условиях», которая прошла накануне в краевой столице. Также она была приурочена к празднованию 100-летия системы дополнительного образования России.
В мероприятии приняли участие специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и педагоги государственных, муниципальных и негосударственных организаций общего, дополнительного и высшего образования, учреждений культуры и спорта региона, а также гости Республики Алтай, Новосибирской области.
В рамках площадок форсайт-сессии конференции представители краевых учреждений и их партнеры подробно рассказали о своем опыте участия в федеральных проектах и развития новых форматов дополнительного образования, сетевых форм обучения.
В ходе пленарной части участники обсудили приоритетные направления дополнительного образования детей, развитие новых моделей, направленных на формирование осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития. Речь шла о роли организаций высшего образования Алтайского края в системе непрерывного образования, выявлении и поддержке одаренных детей, о системе кадрового обеспечения дополнительного образования.
Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, заместитель Председателя Правительства Алтайского края Надежда Капура отметила, что развитие дополнительного образования является важнейшим направлением образовательной политики. Так, в своем недавнем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин неоднократно обращался к теме создания условий для развития и самореализации, особо акцентируя внимание на необходимости перехода системы образования к принципиально новым, индивидуальным технологиям обучения детей и ранней профориентации.
«Мы прекрасно понимаем, что приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» полностью рушит стереотипы и ставит беспрецедентную задачу в области подготовки соответствующих кадров. Ведущие вузы Алтайского края сегодня готовы эту задачу вместе с нами решать. Научная часть конференции, пленарное заседание и открытые лекции в рамках программы наших ученых – этому подтверждение», - резюмировала Надежда Капура.
В своем докладе министр образования и науки Алтайского края Александр Жидких обратил внимание на то, что в современных условиях, когда важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии и компетенции, система дополнительного образования уже вышла за рамки дополнительности, так как перед ней стоит важная задача инновационного развития общества.
Он проинформировал о том, как в крае развивается сеть учреждений дополнительного образования, какие направления наиболее востребованы у детей, отметив, что в последние годы наблюдается рост интереса к инженерно-техническим, естественнонаучным и туристским программам. Кроме того, по его словам, проведенный Год экологии способствовал развитию экологического движения, активной популяризации деятельности по сохранению природного наследия. Стоит отметить, что лидерство Алтайского края в экологическом просвещении было отмечено на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Александр Жидких уделил большое внимание формам работы по выявлению и поддержке одаренных детей. В решении данной задачи особое место отводится организации краевых летних профильных смен и школ различной направленности, охватывающих уже 15,5 тыс. человек. Налажена система направления детей Алтайского края во Всероссийские детские центры «Орленок», «Океан», «Смена», «Сириус» и международный детский центр «Артек».
Главным ориентиром развития системы дополнительного образования Алтайского края министр назвал приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», ключевая цель которого – сделать доступным дополнительное образование для детей, в том числе по техническим и естественнонаучным программам.
Первым шагом его реализации стало создание детского технопарка «Кванториум.22». В дальнейшем в Алтайском крае, как и во всех российских регионах, в качестве ядра заработает модельный центр дополнительного образования детей, будут сформированы механизмы и условия для обеспечения детям из сельской местности доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам. Будет создан навигатор по дополнительным общеобразовательным программам. С его помощью родители смогут выбрать программы сообразно стремлениям, уровню подготовки и способностям детей, в том числе и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, будет создана система многоэтапных и разноуровневых мероприятий, призванная помочь выявить и развивать способности каждого ребенка, формировать его профессиональное самоопределение.
Из новых направлений профориентационной работы, по его словам, приобретает популярность «образовательный туризм» - экскурсии школьников на производства, участие в мастер-классах и специализированных выставках, что позволяет уже в процессе обучения интегрировать их в производство.
С этого года стартует федеральный проект для школьников «Билет в будущее», партнерами которого станут университеты, научные коллективы и предприятия.
«Наш регион готов к решению поставленных задач. Для повышения интереса детей к профессиям создана необходимая инфраструктура. Кардинальные изменения предстоят в системе дополнительного образования с позиции укрепления возможностей таких площадок как «Сириус» и «Кванториум», - подчеркнул министр.
Уже сегодня обучающиеся детского технопарка Алтайского края становятся победителями и призерами инженерной олимпиады НТИ, конкурса исследователей и изобретателей «ЮниКвант» и других. В регионе накоплен многолетний опыт подготовки юных талантов к участию в молодежных Дельфийских играх. В ближайшее время ребята вновь покажут мастерство на этих престижных соревнованиях. А вот в отборочных соревнованиях к Финалу VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) юниоры края примут участие впервые.
Стоит отметить, что в Алтайском крае дополнительным образованием охвачены 68% детей в возрасте от 5 до 18 лет – это около 230 тыс. детей. Всего на территории региона в системе образования работает 267 учреждений дополнительного образования, в том числе 4 краевых и 98 муниципальных.