Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал новый «майский указ», определяющий национальные цели развития страны на период до 2024 года.
В числе стратегических задач, направленных на повышение жизни граждан страны, создание комфортных условий для их проживания, Президент обозначил и основные направления развития сферы образования.
По его словам, в ближайшие шесть лет необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, входящего в число 10 ведущих стран мира по его качеству. Не менее важным является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Для достижения поставленной цели, Правительству РФ поручено разработать национальный проект, предусматривающий дальнейшее совершенствование всех уровней образования.
Так, в системе общего образования предполагается внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологии, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология». Также необходимо создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Еще одним направлением является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
В сфере дошкольного образования главной задачей на ближайшую перспективу остается обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет, создание условий для их развития, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Будет продолжено развитие кадровой политики. Для этого предусмотрено внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций. Еще одно направление – формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Модернизация профессионального образования включает в себя внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
Кроме того, не менее чем в два раза должно увеличиться количество иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализован комплекс мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
Национальный проект будет включать в себя мероприятия по созданию условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
Еще один пункт указа касается научной сферы. К 2024 году необходимо обеспечить присутствие России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, привлекательность работы в РФ для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей, а также опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом ВВП страны.
По мнению министра образования и науки Алтайского края Александра Жидких, задачи, поставленные Президентом страны актуальны и ориентированы на совершенствование и укрепление внутренней и внешней политики государства.
«Уже сегодня в Алтайском крае реализуется ряд проектов, направленных на выполнение «майских указов». Не исключение и сфера образования. За последние годы в регионе создан серьезный задел для успешной реализации всех озвученных направлений. В частности, с привлечением федеральных средств построено и капитально отремонтировано почти 130 детских садов и еще больше школ. Еще более 2 миллиардов рублей регион получит в ближайшие годы на создание современных условий обучения наших школьников, в том числе на обеспечение местами детей в детских садах в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Понимая всю значимость решения данного вопроса, в Алтайском крае строительство дошкольных учреждений начнется уже в 2018 году, что позволит выполнить поручение Президента максимально оперативно.
Мы видим и те направления, которые в ближайшие годы необходимо развивать, чтобы наши дети были конкурентоспособными, всесторонне развитыми и имели четкое понимание выбора своего будущего профессионального пути», - отметил Александр Жидких.
Как подчеркнул министр, «майские указы» станут главным ориентиром дальнейшего развития системы образования и Алтайского края.